Cпиральная динамика эволюции Грэйвза
Cпиральная динамика эволюции Грэйвза
Клэр Грэйвз (Clare W. Graves) -- американский ученый, был профессором психологии в Унион-колледже (штат Нью-Йорк). Исследование, которое он начал в 1952 г, и продолжал в течение трех десятков лет (практически вплоть до своей кончины в 1986 г), имело своей целью извлечь смысл из противоречащих друг другу концепций в области науки о поведении человека. Действительно, в этой области создано немало солидных, подкрепленных многочисленными исследованиями теорий -- какая из них правильная? (Ответ: все правильные. Вопрос, в каком именно смысле они правильны и как они соотносятся друг с другом?)
Грэйвз решил выбрать некоторую область человеческого поведения, относительно которой существуют серьезные разногласия, множество разных точек зрения, и посмотреть, что можно сделать. Он выбрал для этого концепцию психически здорового человеческого существа. (Популярная тема в 50-х гг в США -- тут можно вспомнить концепцию самоактуализировавшегося человека по А.Маслоу, полнофункциональной личности по К.Роджерсу и т.п.) Важно понимать, что Грэйвза интересовало не столько содержание этих концепций, сколько то, как они взаимодействуют между собой.
В качестве подопытных он использовал студентов, изучавших под его руководством курс психологии личности. В течение восьми лет (с восемью разными наборами студентов) он собирал данные. В первой части курса студенты просто обсуждали между собой (и под наблюдением Грэйвза) концепцию здоровой личности, формулируя свои мнения. Затем они писали и подавали ему изложение своей концепции.
Дальше начиналось самое интересное.
Грэйвз случайным образом формировал из студентов группы, где каждому предстояло защитить свою концепцию (сам исследователь обычно наблюдал за этим процессом через зеркальное стекло, оставаясь невидимым для группы). Потом студенты снова излагали на бумаге свою позицию, объясняя, как и под влиянием чего она изменилась или же почему она осталась прежней.
Затем все повторялось еще раз, но теперь Грэйвз знакомил студентов с различными взглядами на этот вопрос, принадлежавшим признанным авторитетам в данной области.
В заключение Грэйвз лично беседовал со студентами, обсуждая, как и что в течение данного курса влияло на изменение их убеждений. Письменные работы студентов он показывал независимым экспертам (каждый год разным), предлагая классифицировать эти взгляды -- по любому признаку, если это возможно.
Результаты были ошеломляющими.
В первых исследованиях большинство предъявленных концепций поведения здоровой личности попадало в две категории с двумя подкатегориями в каждой:
-
"жертвенная" категория (меняю себя, приспосабливаясь к миру):
-
пожертвовать чем-то, чтобы получить награду позднее (нужно усердно работать, чтобы добиться чего-то; вести праведную жизнь, чтобы попасть в рай);
-
пожертвовать чем-то, чтобы получить что-то другое сейчас же (я иду в кино с другом, но не на тот фильм, на который хочу я, а на тот, на который хочет он, чтобы получить его признательность).
-
"экспрессивная" категория (меняю мир, приспосабливая его к себе):
-
выразить, проявить себя, как я хочу, расчетливо и за счет других;
-
выразить себя, как я хочу, но не за счет других людей.
В исследованиях начала 60-х гг Грэйвз получил доступ к более широкому кругу испытуемых и ему удалось выделить еще одну экспрессивную категорию (следы которой, фактически, присутствовали и в ранних данных), а именно: выразить себя импульсивно, любой ценой. (Мир -- это джунгли, где выживает сильнейший, и каждый нормальный человек это знает) и получить данные, указывавшие на жертвенную категорию, которую можно было бы описать как приспосабливаю себя к базовым, экзистенциальным принципам мира.
Анализируя данные, Грэйвз выявил множество зависимостей поведения субъектов от их убеждений о нормальной личности. Например, представители группы жертвую сейчас ради награды позднее легче изменяли свои суждения под влиянием мнения авторитетов. А те, кто принадлежал к группе проявляю себя за счет других, изменялись лишь под влиянием информации, которую добывали сами. Принадлежащие к группе выражаю себя, но не за счет других реагировали на информацию независимо от источника.
Однако удивительнее всего было другое.
Когда убеждения субъекта изменялись, то они изменялись не случайным образом, а в определенной последовательности.
Категория выразить себя импульсивно, любой ценой переходила в пожертвовать чем-то, чтобы получить награду позднее. В свою очередь, эта категория переходила в проявляю себя обдуманно, за счет других, она -- в жертвую одним сейчас ради другого сейчас же, а эта -- в выражаю себя, но не за счет других.
В течение нескольких лет Грэйвз продолжал исследования своих подопытных. Он провел их через множество разнообразных психометрических тестов, имитационных проблемных ситуаций и пр. Особенно показательными оказались результаты тестов на гибкость поведения (испытуемым предъявлялись проблемные ситуации, y которых есть много возможных решений). Результаты, показанные испытуемыми, прямо зависели от того, где в последовательности категорий они находились.
Так, группы, составленные из людей, относившихся к последней, шестой категории (выражаю себя, но не за счет других), генерировали больше решений проблемы, чем все остальные группы, вместе взятые! Кроме того, качество их решений было лучше, и приходили они к ним быстрее. И при этом результаты других тестов не показывали никаких существенных отличий ни в интеллекте, ни в темпераменте, ни в чем-то другом.
Десятилетия дальнейших исследований привели Грэйвза к построению того, что он называл скачкообразной, циклической, спиральной моделью развития взрослой психобиосоциальной системы. По мнению Грэйвза, человеческая природа движется по пути развития от одного равновесного состояния к другому. Каждое состояние добавляет новые элементы к тому, что было до него, одновременно образуя базу для следующего состояния. Каждый такой уровень человеческого существования определяет свой уникальный набор фильтров восприятия, предлагая конкретную систему взглядов на мир, конкретную систему ценностей. Что, в свою очередь, ведет к разным процессам принятия решений, принципам организации, идеологии и т.п.
Уровни сознания - мемы
Мем проявляет себя в виде мировоззрения, системы ценностей, уровня психологического существования, структуры убеждений, организующих принципов, способа мышления и образа жизни.
Вот краткое описание уровней существования (мемов), проявившихся до настоящего времени.
Краткий обзор мемов
Эволюция мемов происходит по нескольким траекториям:
-
От менее сложного К более сложному природного, технологического и социального окружения.
-
От выживания в джунглях К «серфингу» в Интернете и за его пределами посредством пробуждения новых способов мышления и сознания.
От маленького клочка земли К «глобальной деревне» и кибер-пространству посредством межтерриториальной и информационной миграции