Комплименты детям. Как правильно хвалить ребенка |
О способах развития чакр у детей и как правильно хвалить ребенка
Как правильно хвалить ребенка
Есть много способов позитивного воздействия на ребёнка, при помощи которых достигаются разные воспитательные цели. Взрослые довольно часто пользуются ими, не всегда осознавая, какие результаты даёт тот или иной способ. Грамотное поощрение детей может делать чудеса – мотивировать их на нужные действия, усиливать позитивные качества, повышать уверенность в себе, помогать усваивать правила поведения в социуме. В то же время, если выбрать несоответствующий ситуации способ поощрения или использовать постоянно лишь один из них, то можно получить результат прямо противоположный тому, который мы ожидали.
Пожалуй, самый эффективный метод морального поощрения – комплимент.
Комплимент– умение увидеть, заметить и назвать проявленные в действии качества или черты характера человека. Преимущества комплимента заключаются в том, что он, если сказан правильно, помогает усилить, наработать позитивные качества ребёнка, поскольку комплимент всегда направлен на личность. При общении мы используем разные виды комплиментов, но чаще всего три.
Комплимент, направленный на личность непосредственно – на проявленные черты характера, качества, навыки, умения.
- Сашенька, ты у меня такой самостоятельный – сам помыл посуду. Умеешь ты брать ответственность на себя и быть действенным.
- Игорёк, вчера ты позаботился о своей сестре, погулял с ней на улице. Ты очень добрый и ответственный.
- Смотри-ка, Коля, ты за 40 минут выучил все уроки. Умеешь ты начатое дело довести до конца. Какой ты у меня целеустремленный, основательный.
- Василёк, ты очень умный, сообразительный мальчик. Ты решил очень трудную задачу.
- Ах, Ириночка, как ты красиво и выразительно рассказываешь стихи. Ты такая творческая одухотворённая личность.
Комплименты этого вида всегда требуют проговаривания действий и поступков ребёнка, на основании которых взрослый может сделать вывод о наличии того или иного качества. Мы говорим комплимент и объясняем, на основании чего мы поощряем им ребёнка. Без этого комплимент становится «ненаполненным», он не акцентирует внимание на определённом качестве, не усиливает его и превращается, в лучшем случае, просто в похвалу, а в худшем – в лесть.
Комплимент, направленный на личность через внешность или принадлежащие ребёнку предметы.
- О, Мишаня, какая у тебя большая машина. Такой машиной может управлять только сильный и уверенный в себе мальчик.
- Ларисочка, как удачно ты подобрала колготки и туфельки своей кукле. Всё под цвет платьишка и глаз, ей подходит. Ты умеешь быть внимательной к себе и другим.
- Вовчик, какая у тебя красивая книжка. Новенькая, чистенькая. Значит, ты аккуратный и бережливый мальчик.
- Ого, Петь, какой у тебя калькулятор. Кнопок-то сколько разных. Видимо, ты умный и хорошо работаешь головой, раз у тебя такой многофункциональный прибор.
Мы часто замечаем новые или красивые вещи, которыми пользуются дети, и говорим им об этом, не делая акцента на самом ребёнке, на его качествах. «Наташенька, какое красивое у тебя платье», — а дальше что? Платье заметили, а Наташенька причем? Прическа, чистые руки, умение подобрать одежду из своего гардероба, ухоженные куклы, работающие машинки, чистые книжки, красивые камушки – все это возможность разглядеть личность ребёнка. Даже если где-то и присутствует участие взрослых, комплимент нужно сказать всё равно ребёнку.
Неправильно:-
Какую красивую футболочку купила тебе бабушка. Видно любит сильно тебя, да, Антон?
Правильно:
- Антоша, ты, видимо, очень сильно любишь свою бабушку, раз она купила тебе такую красивую футболку.
Комплимент, направленный на личность через чувства и ощущения, которые я испытываю при общении с тобой.
- Катюша, мне так с тобой спокойно и хорошо, ты всегда готова прийти мне на помощь.
- Серёжечка, рядом с тобой у меня появляется столько энергии. Мне кажется, вместе с тобой я могу горы свернуть.
- Лизонька, когда ты рядом, я чувствую, что мне все трудности и задачи по плечу.
Говоря о своих ощущениях, мы опосредованно говорим о качествах ребёнка. А это вселяет в него уверенность и усиливает даже малейшие проявления качеств, которые мы, не называя, лишь имеем в виду.
В комплименте мы называем позитивные качества, навыки и умения ребёнка. Они, в свою очередь, могут проявляться только в результате определенных действий и поступков. В соответствии с этим можно выделить четыре этапа комплиментов:
Комплимент за желание действовать
- Степан, ты хочешь записаться в секцию баскетбола? Значит, ты любишь себя – заботишься о своей форме и своём здоровье. Твой выбор говорит о том, что ты умеешь самостоятельно принимать решения и брать ответственность на себя.
- Кирилл, у тебя есть желание сходить завтра к бабушке? Это говорит о том, что ты заботливый и внимательный по отношению к другим.
Комплимент за желание действовать увеличивает у ребёнка энергию этого желания, повышает уверенность в себе, помогает утвердиться в правильности выбранного решения. Мы приучаем ребёнка хотеть и желать, и самому самостоятельно достигать своих желаний, не опасаясь, того, что какие-либо желания могут быть недостижимыми. Теперь ему будет гораздо проще сделать первый шаг и начать действовать.
Комплимент за начало действия
Как, Стёп, баскетбол? Ходил сегодня на первую тренировку? Умеешь ты достигать желаемого. Ты решительный, не отступаешь от своих слов. Появилось желание, захотел – сделал первый шаг.
- Ты куда собираешься, Кирилл? К бабушке поехал? Какой ты действенный и решительный. Твои слова не расходятся с делом, ты умеешь взять ответственность на себя.
Комплимент за начало действия усиливает действенность и решительность ребёнка, развивает инициативность, приучает к умению брать ответственность на себя. Подбадривая комплиментом его позитивные начинания, мы помогаем ребёнку без сомнений продолжать действовать, повышаем в ребенке уверенность, настраиваем его на продолжительность действия.
Комплимент за продолжительность действия
- Стёпушка, ты третий месяц ходишь в секцию баскетбола, не пропуская ни одного занятия. Какой ты действенный, настойчивый. Какой ты целеустремлённый.
- Кирюша, ты за этот месяц пятый раз едешь к бабушке. Какой ты постоянный, заботливый. Ты у меня очень активный, всё успеваешь.
Мытьё посуды, уборка в квартире, собирание игрушек, учёба в школе, уроки музыки — не всегда и не у всех детей вызывают радостные эмоции. Когда мы делаем акцент не на результат, а на само действие и качества, которые ребёнок нарабатывает в результате этих действий, мы наполняем его энергией желания продолжать действовать, а значит, продолжать развиваться. Понимая, что нам важен не столько результат, сколько само действие, ребёнок перестаёт волноваться и переживать за результат, он начинает получать удовольствие от самого процесса и, таким образом, без особых усилий достигает позитивного результата.
Комплимент за завершение действия
- Степан, какой ты у нас целеустремленный, какой основательный пацан. Год проходил в секцию, у тебя иногда не получалось, но ты продолжал ходить. И вот тебя пригласили в основной состав. Ты всего достигнешь, чего захочешь в жизни, когда всё будешь, как сейчас, доводить до логического завершения.
- Кирилл, какой ты основательный, как ты умеешь держать слово. Сказал, что будешь два раза в неделю до летних каникул ездить к бабушке, и ни разу не подвёл нас. Бабушка так растрогалась твоим вниманием и заботой, что решила подарить тебе в благодарность и в честь окончания учебного года велосипед. Ты умеешь доводить начатое дело до конца, ты очень основательный ребёнок.
И на этом этапе комплимента результат – не главное. Главное для ребёнка – уметь довести начатое дело до логического завершения. Но это решение должен принять сам ребёнок, а не родители. Задача взрослых через комплимент помочь ребёнку выполнить своё обещание, завершить дело, а если и получить результат, то совсем не обязательно тот, который планировался.
«Мам, учительница сегодня задала нам написать строчку палочек. Они у меня кривые какие-то получаются. Дай мне листочек, я сначала пять строчек на черновике напишу, а потом в тетради». Даже если после пяти написанных строчек, когда рука у ребёнка устанет, и палочки будут получаться кривее, чем раньше, — разве его труд и усердие не заслуживают комплимента?
Комплимент – довольно простой и очень эффективный способ морального поощрения. И все же главная его ценность заключается в том, что при его помощи можно усилить и наработать у ребёнка качества, которые сделают его более целостной гармоничной личностью. В комплименте заключена огромная польза и для взрослого. Мы можем увидеть в человеке лишь те качества, которые присутствуют в нас самих. Помните, у детей есть пословица: «Кто как обзывается, тот так и называется»? Поэтому каждый комплимент – это, прежде всего, работа над собой. Замечая позитивные качества и изменения в другом человеке, мы и сами меняемся в лучшую сторону.
Комплимент – это первый шаг для наработки такого качества как любовь к себе, для формирования позитивного мышления. Он помогает стать более внимательным к окружающим людям и, в первую очередь, к своим близким и любимым людям. При помощи комплимента качественно улучшаются взаимоотношения с ребёнком, растут взаимная любовь и взаимопонимание.
Когда мы говорим комплименты, важно, чтобы они были направлены на разные качества ребёнка, помогали ему стать целостной гармоничной личностью. Если всё время акцентировать внимание на одном и том же качестве, можно превратить его в недостаток. Ведь недостаток – это любое качество, проявленное максимально. Стоит начать постоянно говорить ребёнку о том, какой он бережливый, как он умеет копить денежки, как он не раздаёт свои игрушки, как он всё ест сам – получится жадина. Если всё время восхищаться тем, как ребёнок классно придумывает разные весёлые истории, как интересно он фантазирует, как умеет рассказывать байки, ребёнок станет вралем и болтуном.
Комплимент, в отличие от одобрения и похвалы, нужен и важен не только тогда, когда нам нравятся действия ребёнка, но чаще тогда, когда мы заинтересованы в формировании и развитии его качеств, навыков, умений. Поэтому комплимент помогает стать более внимательным к другому человеку, заставляет задуматься о мотивации того или иного поступка человека, учит любить ближнего своего
http://land-of-spirit.ru/blog/2010-11-25-733
Серия сообщений "Воспитание ребёнка-5-":
Часть 1 - Дети позорят нас..
Часть 2 - Воспитывать..самая трудная вещь..
...
Часть 44 - Агрессивные дети:психолог.причины детской агрессии - выявляем,устраняем.
Часть 45 - Уроки родственников
Часть 46 - Комплименты детям. Как правильно хвалить ребенка
Рубрики: | для рукодельниц для малышей полезное техники развития |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |