-Метки

seo арома плитки арома саше аюрведа бохо выпускной декупаж декупаж азы джинсовое дизайн дракон из фетра елочка елочки своими руками елочные игрушки своими руками жизнь заколка своими руками здоровье инва инвалиды йога канзаши квиллинг коробочки своими руками косметика своими руками маникюр новогоднее новогодние игрушки новогодние игрушки в технике макраме новогодние игрушки своими руками новогодние игрушки своими руками из бумаги новогодние открытки новогодние открытки своими руками новогодние подарки своими руками новогодние поделки новогодний декор пасхальное пасхальное яйцо пасхальные подарки своими руками пасхальные поделки подарки ко дню св. валентина подарок на день св. валентина прически рак растения рисование рисунок скрапбукинг суши травы украшения своими руками упаковка подарка упаковка подарка своими руками упаковка своими руками фетр цветы из лент цветы из ткани цветы из фетра

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Подарки_своими_руками

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 71) Моя_дача ПАРОЛЬ_БУДДЫ ПИАР-АГЕНСТВО Эксклюзивка Истинная_Философия Мода_и_стиль zdravy Народные_советы Ваша_рЫклама ПИАР _СвОиМи_РуКаМи_ Шагая_по_Москве _Пиар_ МИЛЫЕ_ВЕЩИЦЫ Заброшенные_Города Домашняя_Мастерская Разные_штучки_ Темы_и_схемы Красивые_животные _Все__Для__Днева_ Птицы_и_животные полезные_игрушки Мир_рукоделия Моя_косметика Изделия_из_бисера Hand_made_TOYS Хомочки Двойники_Звёзд Дневники_и_Новости Рекламный_Пиар_Ход мир_бисера Дом_Кукол Нефильтрованная_красота Любимые_милые_животные Восток-Запад-Север-Юг ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ_БЛОГЕРЫ вязалочки мадам_бовари ШКОЛА_РАДОСТИ Декупажный_Бум КЛУБ_РУКОДЕЛЬНИЦ Волшебники Философия Бисероплет СДВ ПИАР_дневников Симпы_и_ПЧёлки Сообщество_ЙОГА Пиар_новых_дневников КЛУБ_ПСИХОЛОГиЯ Интересные_ссылки февраль_14 Все_для_днева Обмен_симпами животные_должны_жить Оформление_дневника Decor_Rospis Geo_club hand_made Hand_Made_Club handmade_sale japan-fashion __Mickey_Mouse__ Moscow World_of_fashioN Лучшее_Для_Цитатника Я_-_МАСТЕРИЦА Проект_Жадинка Симпы-флуд-рекламы-пиар Болталка_в_беседке Вкусно_Быстро_Недорого
Читатель сообществ (Всего в списке: 12) ParadizeArt Темы_дня АРТ_АРТель психология_нлп_гипноз Умелые_ручки Hand_made_for_you Vogue_In_Your_Life WiseAdvice Мамаша_Кураж Школа_славянской_магии Рецепты_блюд Рукодельницам_и_мастерицам

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.01.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 18099


О гневе и его укрощении.

Четверг, 30 Августа 2012 г. 14:21 + в цитатник
Цитата сообщения mari_tais УКРОЩЕНИЕ ГНЕВА

Как укротить гнев?

йенопасриштат пурушал
пока удвиджате бхришам
на будхас тад-вашам гаччхед
иччханн абхайам атманах

«Тот, кто хочет освободиться от рабства в материальном мире, никогда не должен поддаваться гневу, ибо человек, обуреваемый гневом, становится источником страха для окружающих».
«Шримад-Бхагаватам», 4.11.32

Материального гнева не существует

Гнев - это наш выбор
Точно так же, как скорби и печали в действительности не существует, гнев тоже не имеет под собой реальной основы. Это не что-то отдельно существующее; скорее, это часть иллюзии, которую мы создаем и питаем. В любой ситуации, вызывающей у нас мирской гнев, мы сами делаем этот выбор, основываясь на своем восприятии. Мы поступаем согласно тому, с чем мы соотносим определенные отношения. На самом деле этого не существует. Никому не следует быть отягощенным мирским гневом, ибо это не более чем творение человека, которое он сам хранит, питает и которому позволяет расти и развиваться. Результатом этого становятся многочисленные физические, психологические, социальные и духовные проблемы. Ум постоянно что-то принимает, а что-то отвергает. Будет ли наша реакция правильной, зависит от нашего желания и степени нашей духовной жадности. Все очень просто и в то же время очень сложно.

Мы можем освободить свой ум от гнева, поняв, какое могущество нам дал Кришна, или же осознав чистоту нашей изначальной природы. Природа души - сач-чид-ананда-вигра-ха, вечность, блаженство и знание. В своем изначальном состоянии все мы чисты, но из-за того, что выбрали иллюзию, мы считаем по-другому и, соответственно, произносим неправильные слова и совершаем неправильные поступки. Хотя всех этих врагов ума на самом деле не существует, мы считаем их очень могущественными. Таким образом, мы питаем их, и в результате создаем целую парадигму, основанную на ложном восприятии.

Когда вы сталкиваетесь с ситуацией, порождающей гнев, у вас есть 4 варианта.

Первый вариант - принять на себя ответственность. Например, Махараджа Притху признал реальность проблемы и, несмотря на то, что испытывал гнев, направил его в верное русло, что привело к наилучшему результату. Таким образом, его реакция была позитивной.

Второй вариант - открыто обсудить проблему, ибо духовные люди должны действовать как доброжелатели других. Мы должны смотреть друг на друга как на правку, господина. Мы должны разделять страдания и радости других людей: пара-духкха-духкхи-крипам-буддхи. Мы хотим разбираться в борьбе, которую ведет другой человек так же хорошо, как в своей собственной. Поэтому мы открыто вступаем в переговоры и вырабатываем стратегию, чтобы прийти к верному решению.

Третий вариант - отстраниться. Многие проблемы могут быть разрешены гораздо быстрее, если взглянуть на ситуацию со стороны.

Четвертый вариант - вспомнить и о карме, чтобы сохранить душевное равновесие и видение перспективы.

Часть иллюзии
Гнев - порождение иллюзии, которое мы подпитываем из-за неправильного или неадекватного восприятия. Мы вполне способны прекратить подпитывать этот нездоровый, материальный гнев и перестать отождествлять себя с ним. Принять или отвергнуть отрицательные эмоции - это наш выбор. Духовная жизнь не является чем-то сложным или недосягаемым. У нас всегда есть связь с Кришной, с духовным миром и с великими ачаръями. У нас всегда есть раса-таттва, вечная связь души с Богом. Но мы постоянно подпитываем совокупную материальную энергию и три гуны. Махат-татт-ва, совокупная материальная энергия, имеет дело с людьми, которые, пребывая в состоянии безумия, подпитывают иллюзию и выстраивают целое здание на фундаменте этой иллюзии. Такие люди занимаются всевозможными видами деятельности, приносящими им одни страдания.

Гнев Бога
Кто-то может спросить: «Гневается ли Бог?» Да, в Боге есть все, включая гнев. В противном случае, откуда бы он взялся? Господь - источник всего, ибо Он абсолютен. Его гнев неотличен от Его милости. Разница между нашим гневом и трансцендентным гневом состоит в том, что, когда мы гневаемся, мы обычно приходим в беспокойство и не проявляем милосердия. Гнев Господа и Его милость - одно и то же, поскольку в обоих случаях Он проявляет особое внимание к ситуации или к личности.

То же самое относится и к чистым слугам Господа. Их гнев в действительности является благословением, ибо они всегда думают о Господе и всеми силами прославляют Его. Даже их гнев подталкивает нас к более глубокой целостности. На абсолютном уровне все эмоции являются выражением служения Богу. Бог всегда благ. Он благ, когда гневается и когда проявляет милосердие. Всевышний Господь приходит в различных воплощениях, и во время своих развлечений Он гневается на демонов и грешников. Он наказывает их, чтобы помочь им в конечном счете вернуться к Нему. В настроении гнева Он порой проявляет больше любви, чем в настроении покровительства и поощрения.

Искаженное отражение
Если мы хотим принять существование гнева, то должны принять реальность в ее самой чистой форме. Мы уже говорили о праведном гневе, гневе в его самом чистом проявлении. Печаль и скорбь тоже существуют в духовном мире в своем наиболее совершенном проявлении. Всевозможные нездоровые формы общения и эмоций берут начало в гунах материальной природы, искажающих истинные эмоции и чувства, связанные с Господом в духовном мире. Эти последние являются составной частью души, но в них отсутствует враждебность. Их предназначение - привлечь любовь. В духовном мире все вращается вокруг любви Бога и ожидания этой любви. Это включает в себя общение с теми, кто тоже наслаждается любовью Бога, а также с Самой Божественной Четой.

По сути дела все происходящее в материальном мире является искаженным отражением того, что происходит в мире духовном. Это отражение напоминает нам об истинной духовной реальности. Наша обязанность - отвергнуть иллюзию и принять реальность, ибо Сам Бог проявляет гнев. Во многих Своих развлечениях Кришна проявлял гнев. Он очаровывает преданных, являя Свои удивительные любовные игры, и одновременно сражается, уничтожая негодяев и иллюзии. Таким образом, некоторые из Его развлечений являются проявлением трансцендентного гнева.

В «Нектаре наставлений», в первом тексте, описывается, как можно связать гнев с преданным служением: «Кришна подобен солнцу, а майя - тьме. Там, где сияет солнце, нет места тьме. Подобно этому, когда наш ум занят Кришной, влияние майи не может нарушить его покой. Изгоняя из ума, как учит Йога, все материальные мысли, вы ничего не добьетесь. Пытаться создать в уме вакуум противоестественно. Вам все равно не удастся сохранить его. И, напротив, думая о Кришне, о том, как лучше служить Ему, вы без труда сможете контролировать ум.

Аналогичным образом можно управлять и гневом. Полностью подавить гнев невозможно, однако, обращая его против тех, кто поносит Господа и Его преданных, мы контролируем свой гнев в сознании Кришны».

Невозможно полностью избавиться от этих искаженных отражений, да мы и не стремимся к этому. Мы просто хотим, чтобы они были трансцендентно связаны с Кришной. Мы не хотим испытывать болезненные эмоции, основанные на патологической привязанности к материализму. Однако если использовать эти эмоции для развития любви и возрождения нашего изначального сознания, мы будем очень быстро прогрессировать.

Развитие подлинной любви и бескорыстия
В жизни каждому из нас приходится иметь дело с мирским гневом. Прочитав эту главу, те из вас, кто считал, что у него нет проблем с гневом, может осознать, что такая проблема у него существует. Для того, чтобы освободиться от ложного эго, вам, возможно, придется более серьезно поработать над превращением вожделения в любовь. Если в нас будет больше настоящей любви, это поможет нам избавиться от гун страсти и невежества, являющихся пособниками врагов ума.

Самое главное - расширить свое видение, пытаясь смотреть на ситуацию глазами других людей. Садху, желающий жить в вечной, чистой общине, должен развивать в себе умонастроение Вриндавана, духовного мира. Мы не сможем жить в духовном обществе, пока не разовьем в себе дух бескорыстия. Речь идет о подлинном бескорыстии, а не искусственном или притворном. Мы не хотим вечно оставаться рабами наших страстей. Если мы слишком крепко держимся за двойственность и второстепенные ценности, это будет уводить нас от нашей истинной природы - природы божественных и исполненных любви представителей Всевышнего Бога.

Вопрос/Ответ

Вопрос: Бывает, что духовный человек очень строг в своей духовной практике, но при этом очень груб в отношении всего остального мира. Создается впечатление, что, несмотря на все ритуалы и молитвы, у него в сердце сохраняется гнев. Как же возможно, что человек, вставший на духовный путь, сохраняет гнев, если это прямо противоположно цели - обретению любви к Богу? И как избавиться от этих отрицательных эмоций?
Ответ: Существует множество людей, вставших на духовный путь и очень тщательно выполняющих все ритуалы и внешние требования религии, но не обладающих достаточным знанием. И самое главное - им зачастую недостает глубокого осознания. Если человек служит механически, это может напоминать истинное служение, но в действительности это не так. Чем дольше человек занимается осознанной духовной практикой, тем большее благо он от этого получает. По сути дела, правильная деятельность, осуществляемая в знании, с большей вероятностью принесет желаемые результаты. Но тот, кто хочет обрести высочайшее благо, должен подняться даже над уровнем гъяны, или знания, и обрести вигьяну, осознание. Для духовной деятельности нужны руки; для интеллектуальной - голова; а для глубокого эмоционального понимания любви - сердце. Многие люди используют в духовной практике свои руки, некоторые - голову, но лишь очень немногие - сердце.

Когда человек совершает аскезу, он обычно обретает определенное могущество, однако если сердце его закрыто, он будет злоупотреблять этим могуществом. Если духовное понимание человека не углубляется, то проблема злоупотребления своим могуществом - всего лишь вопрос времени. Этим и объясняется то, что начинающий может прекрасно следовать духовной практике, но быть при этом очень грубым. Механическая деятельность и обладание знанием, несомненно, приносят пользу, но они не в силах полностью изменить человека.

Аскетизм, жертвоприношения и покаяния могут быть в различных гунах материальной природы, которые в «Бхагавад-гите» называются гунами невежества, страсти и благости.

Религиозная практика в гуне невежества приводит к деградации как самого человека, так и окружающих. Результатом религиозной практики в гуне страсти может быть безразличие к нуждам и благополучию других людей. Религиозная практика, совершаемая гуне благости, приносит благо каждому, но не способна установить связь с сердцем, являющимся вратами души. Только трансцендентная деятельность служит ключом к вратам сердца, подпитывая тем самым душу.

Когда духовный человек, накопивший всевозможные заслуги благодаря своей прошлой духовной деятельности, приходит в сильный гнев, он теряет часть своих духовных заслуг. Одна из величайших опасностей для него - ложное эго, поэтому он должен быть очень бдителен в этом отношении. Тогда он или она сможет успешно прогрессировать, используя согласованную деятельность рук, головы и сердца в служении Всевышнему Господу ради блага человечества. Человек, чье поведение является осознанным, который обладает философским пониманием и всегда держит открытым свое сердце, без труда найдет пути избавления от негативных эмоций.

Вопрос: Вы говорили о том, что одним из признаков гнева является неспособность прощать. Когда кто-то обижает нас, это может вызвать гнев и неспособность простить. Как не поддаваться гневу и проявлять снисходительность даже тогда, кода человек продолжает нападать на вас? Гораздо легче простить, если человек меняет свое поведение или даже осознает, что обидел вас. Но ведь этого может и не произойти. Как не гневаться и прощать, если человек продолжает оскорблять вас, не испытывая ни малейшего чувства раскаяния?
Ответ: Способность прощать не означает, что вы превращаетесь в боксерскую грушу, предоставляя людям возможность колотить вас, или в половичок, чтобы об вас вытирали ноги. Не нужно становиться мишенью для чужих нападок - необходимо уйти от такого общения. Способность прощать не означает, что:

  • человеку или людям, оскорбляющим нас, нужно позволить продолжать это делать;
  • сделанное по отношению к нам, в конце концов, не так уж и плохо;
  • мы должны думать, что неправы были мы, а не другой человек;
  • мы должны забыть о проступке человека;
  • мы совершенно не испытываем боли;
  • мы готовы действовать так, как будто ничего не случилось;
  • мы готовы снова общаться с человеком без ограничений.
  • Способность прощать означает, что:

  • мы не намерены позволять человеку, причинившему нам боль, продолжать это делать, постоянно думая о нем или о его поступках;
  • если мы держимся за гнев, связанный с определенным событием, то тем самым позволяем человеку снова и снова оскорблять нас;
  • мы больше не хотим жить прошлым; мы готовы жить настоящим, делая правильный выбор, который не замутнен негативным опытом прошлого;
  • мы готовы всегда действовать на основе любви, а не только тогда, когда к нам относятся хорошо.
  • Иными словами, способность прощать необходима, в первую очередь, нам самим. Благодаря ей мы можем избежать застоя, поскольку застой негативно влияет на наше физическое, психическое и духовное состояние.

    Если кто-то продолжает свои отвратительные выходки, мы не собираемся позволять его глупостям влиять на нас. Мы хотим свободно действовать в духе любви, невзирая на окружение или на действия какого-то человека. Дух любви подразумевает понимание того, что лучше всего для нас и что лучше всего для духовного блага другого человека. Если мы затаиваем гнев, это обычно означает, что мы хотим отомстить или же хотим, чтобы человек пострадал. Поэтому необходимо спросить себя: «Какую боль должен испытать этот человек, чтобы мы могли успокоиться и забыть о нем?» Раскаивается человек или нет - это не должно быть определяющим фактором для нас.

    Вопрос: Писания восхваляют такие качества, как сострадание, всепрощение, умиротворенность и отречение. Пытаясь развить эти качества, преданный Бога вынужден одновременно иметь дело с гневом. Как он борется с ним? Поскольку писания определяют гнев как продукт гуны страсти, преданный может пытаться подавить его, поскольку гнев не является признаком духовного продвижения. Он или она может испытывать чувство вины, если иногда случайно проявляет эту эмоцию. Однако до тех пор, пока человек не признает существования гнева, он не сможет решить эту проблему. Принимая во внимание все эти факторы, каким образом духовный человек должен воспринимать и выражать гнев, не отвергая при этом идеалы писаний?
    Ответ: Как мы уже обсуждали, в некоторых случаях гнев может быть полезен. Например, гнев может помочь нам защититься от физического нападения или от посягательств на нашу честь. Гнев может послужить сигналом к тому, чтобы взглянуть на проблему глубже. Он может быть естественным проявлением разочарованности. Гнев может быть полезен, если оскорбляют Бога или если мы должны помочь своим подопечным.

    Такого рода гнев необходим, но не следует им злоупотреблять. Чрезмерный или негативный гнев всегда найдет свою жертву - ею станем либо мы сами, либо кто-то другой. Подавленный гнев приводит к гипертонии, язве, сердечным приступам и целому ряду других заболеваний. Психологическими последствиями подавленного гнева являются депрессии и даже неврозы. Существует также множество социальных и духовных проблем, связанных с нездоровым гневом, проявленным или подавленным. Несомненно, очень важно понять, является наш гнев позитивным или негативным и используется ли он во благо другим.

    Ключом к пониманию этого является слово «сострадание». Если мы мыслим и действуем на основе сострадания, нас будет не так уж просто разгневать, и если мы и проявим гнев, он будет конструктивным. Кроме того, чувство вины не обязательно является чем-то плохим. Если мы отреагировали слишком резко, мы должны чувствовать себя виноватыми. Это должно помочь нам в следующий раз действовать более осторожно и делать правильные вещи правильным образом. Чувство вины должно побудить нас еще раз вернуться к своему поступку, но лишь для того, чтобы извлечь урок. Однако если чувство вины становится слишком болезненным, оно затуманит наше сознание и лишит способности извлекать уроки, расти и делиться опытом с другими.

    Вопрос: Почему я прихожу в гнев, когда вижу недостатки в себе или в других людях? Похоже, что, сталкиваясь с такими слабостями, как гнев, гордость, бесчувственность, зависть и т.п., нужно проявлять любовь и сострадание, а не гнев?
    Ответ: Иногда мы гневаемся, видя недостатки в других, потому что Нам недостает терпения, а также потому, что эти недостатки являются отражением наших собственных. Прежде всего мы должны видеть в этом возможность лучше рассмотреть себя. В первую очередь, нужно разобраться в проблеме определенного человека, чтобы понять, как избавиться от нее самому, если у нас тоже есть такой недостаток. Это также поможет нам лучше понять нужды и боль другого человека. Когда мы обнаруживаем недостатки в себе самом, следует выработать план действий, как улучшить свой характер.

    Попытайтесь воспользоваться некоторыми из методик, о которых мы говорили ранее. Попробуйте вести дневник; напоминайте себе о физических, психологических и духовных последствиях гнева; практикуйте техники снятия стресса; проследите, нет ли в вашем уме «спусковых крючков» типа «должны» и «виноваты»; анализируйте свой гнев; подумайте, как преобразовать ваши «должны» и «виноваты» в более осмысленные действия; будьте особенно осторожны в ситуациях, способных возбудить в вас гнев; внимательно следите за тем, не используете ли вы гнев в качестве защитного механизма. И самое главное - следите за своими внутренними диалогами. Продолжая работать над собой, действуйте сострадательно, стремясь помочь тем, кто проявляет гнев, и делясь с ними собственным опытом укрощения гнева. Вы должны всегда напоминать себе, любимому, что истинное сострадание проявляется в позитивных, продуктивных действиях. Поэтому будьте сострадательны к себе и по-настоящему сострадательны к другим. Когда вы видите в себе или в других подобные недостатки, пусть это побудит вас призвать на помощь противоядие сострадания. Это - щит духовного воина.

    Автор: Бхакти Тиртха Свами
     книга «Духовный воин 4: Победа над врагами ума»

    http://www.samtulana.ru


    Понравилось: 1 пользователю

     

    Добавить комментарий:
    Текст комментария: смайлики

    Проверка орфографии: (найти ошибки)

    Прикрепить картинку:

     Переводить URL в ссылку
     Подписаться на комментарии
     Подписать картинку